Семейная психология родилась тогда, когда как таковая семья перестала существовать (а потому и нуждаться в какой-либо психологии). Вот же ж парадокс!
Психология семьи напоминает горе-спасателей, которые подоспели на пожар, когда дотлели уже последние головешки.
Ведь отчего в семье ещё век назад были проблемы разного рода?
Да оттого, что семья никогда и принципиально не учитывала потребностей конкретного человека, а только потребности рода целиком.
Состояние и имущество, наследства, закладные бумаги и векселя всегда были важнее чьего-то душевного и физического комфорта, важнее любви и чувств искренней привязанности, важнее самой Жизни.
И если эта физическая Жизнь кому-то мешала, её устраняли, во имя Семьи... например, доводя человека до нищеты, общественного бойкота, сумасшедшего дома или тихого угасания от не сложившейся жизни в чужом доме.
Вот почему французский писатель Андре Жид бросил когда-то, на рубеже 19 и 20 веков, свою знаменитую фразу: «О, Семьи! Как я вас ненавижу!»
Психология семьи начиналась как экономика семьи.
А экономика семьи была простая (это психология семьи потом была - посложнее). И простота её описывалась исчерпывающим афоризмом нынешнего времени: «Куда ты денешься с подводной лодки?»
Но лучше всего об этом написала неподражаемая Джейн Остен в романе «Гордость и предубеждение».
«Несмотря на то, что она была невысокого мнения о браке и о мужчинах вообще, замужество всегда было её целью. Только оно создавало для небогатой образованной женщины достойное положение, в
котором если ей не суждено было найти своё счастье, она хотя бы находила защиту от нужды».
Вся прогрессивная научная и общественно-политическая мысль 19 века была направлена на то, чтобы разрушить институт традиционной семьи, который никогда не давал двум хорошим людям быть счастливыми вместе, а если и давал - то в порядке исключения и эти исключительные примеры редкого счастья и согласия тонули в океане пошлости или трагедии обычных браков, заключённых в нотариальной конторе как сделка купли-продажи, чем они по сути дела и являлись.
И вот институт традиционной семьи рухнул. Его долго подтачивали реформы законодательства, сексуальная революция, особенно события, связанные с «освобождением женщины».
И вот мы пришли к новой ситуации: семья и брак как экономические институты - рухнули. А как феномен межличностных отношений - остались.
То есть люди продолжают влюбляться, съезжаться, чтобы жить вместе, производить и доводить до ума потомство... Хотя никакой Голод и никакое Общественное Изгнание им не грозит, если они не вступят в брак, а будут вести холостяцкий образ жизни, сознательно избегая более тесного, личностного сближения с сексуальным партнёром.
И вот тогда родилась (и окрепла) психология семьи, психология семейных отношений.
Потому что людям (особенно учёным) стало непонятно: что держит вместе людей, которым не грозит голод и казнь, если они разбегутся? Какая сила удерживает тазик? Ситуация почти анекдотическая...
На этот вопрос можно ответить просто и бездумно: мол, людей держит вместе - радость, которую они получают от общения друг с другом.
Но не всё так просто... Посмотрите внимательно вокруг себя. Отношения в парах, живущих вокруг Вас, исполнены одной только радости?
Так что же держит вместе людей, которым друг с другом не то что не радостно, а даже иногда «опасно для жизни»?
Только лишь экономическая зависимость? Да нет...
И вот ответы на все эти вопросы пытается дать психология, психология семейных отношений.
В настоящее время семья и модернизировалась и означает уже совсем не то, что раньше.
А вот науки о семье - не поспевают за временем. Ну разве может «Домострой» дать ответы на вопросы, как общаться и общаться ли детям от разных браков папы и мамы? Какие кризисы могут быть в однополой семье? Какие нюансы семейных отношений ждут супругов, выбравших «гостевой брак»?
Семейная психология подоспела как раз вовремя. Как раз, когда люди получили долгожданную «свободу от» и уже начали задумываться о «свободе для», психология семейных отношений и объясняет - для чего человеку, паре нужна эта самая свобода.